Ученые из МГУ проверили, работают ли системы фетальной ДНК-диагностики

Ученые из МГУ проверили, работают ли системы фетальной ДНК-диагностики

Молекулярные биологи из МГУ сравнили популярные системы выделения обрывков ДНК из крови беременных женщин и показали, что их действительно можно использовать для поиска нарушений развития у плода. Их выводы были опубликованы в журнале Molecular and Cellular Probes.
 1295 • 15.02.2019

"Мы выяснили, почему многие исследователи ошибочно думали, что эти наборы одинаково эффективны. Определение наиболее оптимального набора для выделения фетальной ДНК не только улучшит ее качество, но и послужит толчком к развитию новых подходов для диагностики", — рассказывает Марк Джайн, студент факультета фундаментальной медицины МГУ.

Ученые и медики уже несколько десятилетий знают, что обрывки ДНК и белков зародыша часто "сбегают" через плаценту в организм матери и накапливаются в ее кровотоке в достаточно больших количествах. Это позволяет диагностировать многие тяжелые генетические болезни еще до рождения ребенка и защищать его от их развития.

За последние годы биотехнологические и фармацевтические компании создали несколько разных версий генетических тестов для подобной диагностики, чья эффективность, как отмечает Джайн, не оценивалась именно на образцах фетальной ДНК. При этом большинство медиков считает их одинаково эффективно и использует схожим образом в практике.

Российские молекулярные биологи восполнили этот недостаток, сравнив качество работы двух самых популярных систем анализа внеклеточной ДНК, DSPVK и CNAK, созданных европейской компанией Qiagen.

Для ее проверки они собрали образцы крови 18 беременных женщин на первых стадиях развития плода и дюжины их сверстниц, не вынашивавших ребенка. Используя эти наборы инструментов, исследователи выделили внеклеточную ДНК из этих проб и проверили, как много обрывков генома плода в ней присутствует.

Для этого ученые создали свой собственный набор различных аналитических приемов, позволивший им отделить материнскую ДНК от ее эмбриональной "кузины", а также от следов присутствия вирусов, бактерий и других чужеродных организмов в теле женщины.

Это стало возможным благодаря тому, что число особых молекулярных меток на поверхности "взрослой" и эмбриональной ДНК достаточно сильно отличается. Дело в том, что при слиянии яйцеклетки и сперматозоида все подобные структуры, так называемые метильные метки, удаляются из генома, и появляются в прежнем количестве только ближе к рождению ребенка.

Подобными различиями, как рассказывают ученые, можно пользоваться для того, чтобы выделить эмбриональную ДНК из материнской крови, используя специальные ферменты, которые распознают подобные метки и разрушают несущие их молекулы. Используя одно из таких веществ, BstFN I, российские биологи оценили количество фетальной ДНК, "пойманной" DSPVK и CNAK.

Как оказалось, и та, и другая система могли улавливать обрывки генома будущего ребенка в достаточных для анализа количествах, однако они это делали с очень разной эффективностью. В среднем, CNAK улавливал в два раза больше и зародышевой, и родительской ДНК, причем доля первой в общей смеси была заметно выше, чем при работе с DSPVK.

С другой стороны, как подчеркивают ученые, вторая методика диагностики примерно в три раза дороже, чем ее более совершенный конкурент. Поэтому ее применение в большинстве случаев, когда высокая точность анализа не требуется, будет более рациональным и с точки зрения врачей, и их пациенток.

Как сообщает пресс-служба университета, Марк Джайн и его коллеги, работая над этим проектом, также создали новый способ диагностики синдрома Дауна, который можно проводить аналогичным образом на девятой неделе беременности. Заявка на патентование нового метода уже находится на рассмотрении в соответствующих органах.

Источник: ria.ru

Актуальное

Главное


Партнеры

Все партнеры