Российские ученые создали устойчивые к ВИЧ эмбрионы

Российские биологи с помощью системы CRISP-Cas9 отредактировали геном нескольких эмбрионов, сделав их устойчивыми к ВИЧ. Это первый в России эксперимент по созданию эмбрионов, несущих мутацию в гене CCR5, которая определяет устойчивость к заражению вирусом иммунодефицита человека. Группа ученых из МГУ, РНИМУ им. Н.И. Пирогова и НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова опубликовала свое исследование в журнале «Вестник РГМУ».
 3411 • 31.10.2018

Ген CCR5 – один из нескольких обнаруженных сегодня генов, мутация в котором делает человека устойчивым к заражению ВИЧ. В России примерно 5% популяции являются гетерозиготными носителями протективного варианта гена (в этом варианте отсутствуют 32 нуклеотида).

В рамках опубликованной работы ученые изменяли геном 21 зиготы (16 были инъецированы CRISPR-Cas9 и 5 послужили контролем) с помощью механизма генного редактирования. Таким образом исследователи пытались создать гомозиготную 32-нуклеотидную делецию в гене CCR5. В результате ученым удалось изменить обычный вариант гена на редкий протективный аллель в геноме пяти эмбрионов.

По мнению одного из авторов исследования, проректора по научной работе РНИМУ им. Пирогова, заведующего лабораторией редактирования генома НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова Дениса Ребрикова, вывод на рынок препарата на основе данной технологии может занять около 3 лет. Сегодня перед учеными стоит задача проверки безопасности метода для его перевода в клиническую практику.

- Геном человека огромен – около трёх миллиардов нуклеотидов. А в рамках данного исследования мы удалили из него лишь 32 буквы. И прежде чем внедрять технологию в медицину мы должны быть уверены, что в процессе редактирования генома мы произвели замену только того, что нужно, и там, где нужно. Сейчас мы разрабатываем механизм проверки безопасности метода, причем у нас есть уникальная система, которая позволяет проверить нецелевую активность редактирования генома на практике, - отмечает Денис Ребриков.

При этом авторы исследования отмечают, что модификация потенциально защитит плод от ВИЧ-инфекции во время внутриутробного развития, а также во время родов. Дополнительным положительным эффектом может стать пожизненная устойчивость человека к ВИЧ-инфекции. Кроме того, измененный геном будет передаваться и последующим поколениям.

До начала исследования ученые получили одобрение этического комитета и оформили все документы в соответствии с международными требованиями к такого рода работам.

- Одобрение этическим комитетом – обязательный этап подготовки исследования с использованием биоматериала человека. Члены комитета – не только ученые, но и представители других социальных страт. Его задача - рассмотреть допустимость планируемых действий, взвесив множество факторов, включая потенциальную пользу обществу от планируемого исследования. Надо отметить, что проводимые нами в данной работе манипуляции полностью соответствуют общемировым стандартам и применяются исследователями во всём мире уже в течение нескольких лет. Запрета на эксперименты с эмбрионами экстракорпорально и строго до определённой стадии развития нет, - поясняет эксперт.

Напомним, ВИЧ остается одной из основных проблем глобального общественного здравоохранения: на сегодняшний день он унес более 35 миллионов человеческих жизней. В 2016 г. от причин, связанных с ВИЧ, во всем мире умерло 1,0 миллиона человек.

Авторы: