Что и как изучали?
Исследование, опубликованное в Journal of Genetic Counseling, проводилось сотрудниками Школы медицины и общественного здравоохранения Университета Висконсина (США). Отправной точкой исследования стал тезис о том, что понимание основополагающих представлений генетических консультантов относительно коллег разных поколений будет способствовать успеху рабочих отношений и признанию уникальных характеристик, которыми обладает каждое поколение.
Почему ученые так заостряют внимание именно на разнице поколений генетических консультантов, а не на разнице пола, страны проживания или образования консультантов? По их мнению, в настоящее время в состав работников генетического консультирования входят три поколения людей: «беби-бумеры», «поколение X» и «миллениалы». Все они сформированы разными историческими, культурными и социальными событиями, происходившими в критические периоды развития общества. Представители этих поколений воспитывались в разных семьях, с разными взглядами на жизнь и разными ценностями.
Для того чтобы понять, какими характеристиками обладают консультанты-представители каждого поколения и как это сказывается на их работе, ученые провели онлайн-опрос на основе университетской платформы Qualtrics. Приглашение и ссылка на опрос были направлены по электронной почте всем работающим генетическим консультантам и консультантам-студентам, зарегистрированным в Национальном сообществе генетических консультантов (NSGC) и Американском Совете по генетическому консультированию (ABGC). Всего в исследовании приняли участие 407 специалистов по генетическим консультациям.
Участники опроса отвечали на вопросы из 4 разделов. В первом разделе опроса запрашивалась базовая демографическая информация респондентов, опыт работы в качестве генетического консультанта, специальность, участие в обучении студентов генетических консультаций и количество коллег генетических консультантов в разных возрастных группах.
Во втором разделе каждого генетического консультанта и студента просили перечислить любые ключевые сообщения, которыми они хотели бы поделиться с коллегами на разных этапах их карьеры.
Третий раздел состоял из трех вопросов, в которых респондентам предлагалось выбрать столько дескрипторов (элементов описания), сколько они считают подходящими для каждого поколения генетических консультантов: беби-бумеры, поколение X и миллениалы.
Вопросы четвертого раздела запрашивали мнение о характеристиках или навыках генетических консультантов на разных этапах их карьеры.
Самым многочисленным поколением, принявшим участие в этом опросе, было поколение миллениалов, составившее 63% (252) респондентов. Поколение X составило 30% (120), при этом у беби-бумеров было наименьшее количество респондентов – 8% (31). Эти данные коррелируют с возрастным распределением респондентов в Обзоре профессионального статуса 2016 года (~ 51% миллениалов, ~ 38% поколение X, ~ 11% беби-бумеры).
Беби-бумеры
Поколением беби-бумеров, названное в честь резкого увеличения рождаемости после возвращения ветеранов со Второй мировой войны, обычно называется группа людей, родившихся между 1946-м и 1964-м гг., и на момент исследования им соответственно было 52–70 лет. Это поколение выросло в процветании, оптимизме и уверенности в возможностях Америки, сформировавшихся после Второй мировой войны. Как правило, они воспитывались в семьях с двумя родителями, где отец был властью и кормильцем, а мать оставалась дома. Это поколение увидело начало феминистского движения, которое включило женщин в рабочую среду, и им было дано указание неуклонно преследовать свои цели, даже за счет личных отношений. Работа стала центром жизни, а не просто средством. Такова социологическая характеристика поколения. Что же можно сказать по результатам исследования о генетических консультантах-беби-бумерах?
Учитывая стремительный прогресс в области генетики за последние 50 лет, генетические консультанты-беби-бумеры овладевали навыками генетического консультирования, когда большая часть работы была теоретической. Им приходилось чаще полагаться на эмпирический опыт, случай и диагнозы, сделанные в ходе исследований дисморфологии клиническими генетиками. Несомненно, этот объективный фактор накладывает определенный отпечаток.
Однако отпечаток на профессиональные характеристики беби-бумеров-консультантов влияют и общие поколенческие качества. Например, поколению беби-бумеров, наиболее известных своей лояльностью к работодателям, респонденты чаще всего приписывали описание «скорее всего останется в текущей должности», кроме того, представителей это поколения описывали и как «обладающих высокими психосоциальными навыками». Дескриптор «готов к консультированию по телефону или скайпу» сами беби-бумеры выбирали для себя в половине случаев. Интересно, что представители поколения Х и миллениалы выбирали данный дескриптор для своих более старших коллег намного реже: в 6,9% и 9,82% случаях соответственно.
Поколение Х
Поколение X, иногда называемое Baby Busters или поколением MTV, родилось между 1964 и 1981 годами, и на момент исследования им было 36–51 год. Представители поколения Х все чаще воспитывалось одинокими родителями или сводными семьями. Детей этого поколения называют «безнадзорными», поскольку их родители были сосредоточены на своих личных целях, а не на практическом воспитании детей.
Хотя поколение X лояльно относится к работодателям, оно с меньшей вероятностью будет рассматривать свое нынешнее рабочее место как работу до пенсии.
Генетические консультанты из поколения X, вероятней всего, прошли практическое обучение во время начала генетического тестирования рака или технологии микрочипов. Для поколения X, по результатам исследования, наиболее распространенными дескрипторами были «быть в курсе последних публикаций или руководств» (75,6%) и «нравится посещать генетические конференции или собрания» (73,8%).
Миллениалы
Миллениалы (поколение Y или поколением Echo-Boom) – последнее поколение, которое составляет рабочий контингент генетического консультирования и включает родившихся в 1982–2000-х гг. На момент исследования возраст в данной группе составлял 17-35 лет. Это поколение было в бо́льшей степени защищено родителями и школами, чем предыдущие поколения, и, как правило, воспитывалось в небольших семьях с повышенным вниманием родителей и дополнительными занятиями после школы.
Миллениалы выросли в среде технологического прогресса, можно сказать, что они зависят от технологий. Это поколение является самым образованным в американской истории, а также наиболее этнически разнообразным. Из-за нестабильности в трудоустройстве, с которой сталкивались их родители, миллениалы демонстрируют ограниченную лояльность работодателям.
Согласно результатам исследования, миллениалы «лучше всех готовы к консультированию по телефону или скайпу», они также «предпочитают электронные медицинские записи» (80,6%). Из дескрипторов, отмеченных для миллениалов всеми представленными поколениями, было «любит посещать конференции по генетике». Сами миллениалы выбирали этот дескриптор для себя в 90,56% случаев, а поколение Х и беби-бумеры указывали его при описании своих молодых коллег в 64,13% и 56,25% случаев. Кроме того, миллениалам, желающим, чтобы их считали равными, реже всего приписывали характеристику «сильное уважение к власти».
А как в России?
Конечно, исследователи занялись изучением проблемы поколений не из праздного любопытства. По словам авторов статьи, полученные результаты помогут менеджерам организаций, в которых работают генетические консультанты, выстроить эффективное взаимодействие между ними и избежать конфликтов. Примером конфликта, возникшего из-за разницы поколений, может быть следующая ситуация. Миллениалов научили, что руководители и коллеги ожидают, что они внесут вклад в командную работу, высказывая свое мнение. А беби-бумеров учили уважать старших и высказывать свое мнение только тогда, когда их об этом просят. Соответственно, на рабочем месте поведение миллениалов может быть неверно истолковано как неуважение к многолетнему опыту поколения беби-бумеров и привести к прениям на рабочем месте.
В России довольно сложно представить себе подобную ситуацию по одной простой причине – в нашей стране нет профессии «генетик-консультант». Однако результаты исследования можно экстраполировать на другие – смежные профессии. Врачи-генетики, так же, как генетики-консультанты, часто сталкивается с плоской организационной структурой, при которой опытные и только начинающие врачи работают бок о бок на сопоставимых должностях. Кроме того, в связи с тем, что существует дисбаланс между количеством вакантных мест и количеством новых выпускников, следовательно, работодатели все чаще стремятся к тому, чтобы сделать должности привлекательными для новых врачей-генетиков. Наконец, наиболее важной причиной изучения сотрудничества между поколениями является обеспечение оптимальной помощи пациентам, которая может быть скомпрометирована плохими рабочими отношениями.
Однако никаких исследований профессиональных характеристик российских врачей-генетиков (или любых других врачей) в зависимости от принадлежности к тому или иному поколению нам обнаружить не удалось. Хотя можно предположить, что результаты были бы не менее, а может быть, и более интересными, с учетом того, какие глобальные социальные, экономические и исторические перемены произошли в нашей стране за последние 70 лет.