Что сделало людей «разжиревшими приматами»?

В несовершенстве своего тела вините вредную пищу или недостаток физических упражнений? Эволюция предопределила нам быть толстыми задолго до современной эпидемии ожирения.
 3162 • 12.07.2019

«Мы разжиревшие приматы», - утверждает Дэви Суэйн-Ленц (Devi Swain-Lenz), аспирант-биолог Университета Дьюка (Duke University).

Для ученых не новость, что люди превосходят шимпанзе по полноте. Разобраться, как человечество пришло к этому, помогут новые исследования.

Исследователи выявили, что последовательности ДНК шимпанзе и древних людей практически идентичны, но они различны по упаковке ДНК в жировых клетках. По их мнению, это снизило способность организма человека превращать «плохой» жир в «хороший», тем самым замедляя сжигание калорий.

Результаты исследования были опубликованы 24 июня в журнале Genome Biology and Evolution.

По мнению ученых, люди даже с кубиками пресса и рельефными бицепсами имеют значительные запасы жира в отличие от обезьян. Если приматы имеют менее 9% жира в организме, нормальный диапазон по этому показателю для людей составляет от 14% до 31%.

Чтобы понять, почему люди так склонны к полноте, команда во главе с Суэйн-Ленц и биологом Грегом Рэем (Greg Wray) из Университета Дьюка сравнила образцы жира у людей, шимпанзе и макак-резусов. Используя метод, называемый ATAC-seq, они сканировали геном каждого вида, чтобы понять различия в упаковке ДНК жировых клеток.

Обычно петли спирали ДНК прилегают плотно друг к другу, и лишь небольшая часть упакована достаточно свободно, что обеспечивает доступность для клеточного механизма, включающего и выключающего гены.

Исследователи идентифицировали примерно 780 участков ДНК, которые были свободно упакованы у шимпанзе и макак, но у людей были расположены плотно. Подробно изучая эти участки, команда также заметила повторяющийся фрагмент ДНК, который помогает преобразовать жир из одного типа клеток в другой.

«Не все жиры одинаковы», - объясняет Суэйн-Ленц. Большая часть жировой ткани представлена белым жиром, в котором происходит накопление калорий, что обеспечивает увеличение окружности талии. Это можно сравнить в белыми прослойками в мраморном стейке. В отличие от белого, бурый жир помогает сжиганию калорий.

Источник перевода: https://www.sciencedaily.com/