Новый инструмент генного редактирования «выслеживает» вирусы

Лаборатория профессора Дженнифер Дудны, создательницы технологии генного редактирования CRISPR, разработала новый инструмент DETECTR, способный, как хороший детектив, взять след фрагментов ДНК, свидетельствующих о наличии вирусной инфекции, рака или поврежденных генов.
 1128 • 21.02.2018

Метод DETECTR «дает возможность проводить чувствительный и точный поиск ДНК», говорит профессор Дудна, и может обнаружить в образце два типа вызывающего рак вируса папилломы человека (ВПЧ). Он основан на белке Cas12a, открытом в 2015 году. Как и более известный среди генетиков белок Cas9, который Дудна и ее коллега Эммануэль Шарпентье в 2012 году превратили в мощный инструмент генного редактирования, Cas12a режет ДНК. Но вместо того чтобы разрезать только ту ДНК, к которой он прикрепился, он стихийно режет и другие нити.

Этим разрушительным действием можно управлять, если добавить к Cas12a молекулу, которая «скажет» белку, где искать следующую жертву. По словам ученых, сделать это относительно просто. Затем Cas12a начинает резать все односпиральные ДНК, которые нашел. Для того чтобы белок сообщил ученым, что он обнаружил свою цель, они прикрепили к нему флуоресцентную молекулу.

DETECTR был испытан на двух типах ВПЧ: тип 16 и тип 18. Инструмент успешно обнаружил все 25 образцов первого типа и 23 из 25 образцов — второго. По сравнению с другими современными методами, DETECTR проще, быстрее и не требует специализированного оборудования. Это позволяет применять его в клиниках с ограниченными ресурсами. Кроме того, этот метод может подойти и для других типов вирусных или бактериальных инфекций и даже для маркеров рака и хромосомных аномалий.

Источник: hightech.fm