Если ты — не ты? Генетический тест поставил неожиданные вопросы

Если ты — не ты? Генетический тест поставил неожиданные вопросы

Пять лет назад Элис Коллинз Плебух (Alice Collins Plebuch) приняла решение, изменившее её жизнь, а если быть точнее, то её прошлое.
 915 • 15.12.2018

Она записалась на сугубо развлекательный генетический тест. Когда пришла пробирка, в которую надо было набрать слюну, она наплевала нужное количество и отправила её назад в лабораторию. Она хотела узнать, что такого таится в её генах.

Элис Плебух, которой теперь уже 69 лет, уже имела общее представление о том, что должны показать результаты. Её родители, которые умерли какое-то время назад, были ирландско-американскими католиками, которые воспитали Элис и её шесть братьев и сестёр в духе католицизма, — они каждое воскресенье ходили в церковь. Но Элис, которая давно интересовалась наукой, и генетикой в частности, хотела узнать больше о родословной со стороны своего отца. Сын ирландских иммигрантов, Джим Коллинз (Jim Collins), воспитывался в детском доме с юного возраста, а его расширенное родословное дерево давало повод для вопросов.

Летом 2012 года, в течение нескольких недель после отправки тестового материала — слюны, её гены проходили лабораторный анализ. После завершения она получила электронное письмо со ссылкой на её результаты. Отчёт был путаным.

Около половины генов Плебух знаменовали собой смешанную британскую линию крови, и это было ожидаемо. Другая половина показывала неожиданное сочетание европейской еврейской, ближневосточной и восточноевропейской линии крови. Наверняка кто-то в лаборатории что-то перепутал. Генетическое тестирование, доступное простым пользователям, на тот момент появилось только недавно, и тест на Ancestry.com был новым. Она написала в компанию письмо, в котором сообщила, что лаборатория допустила ошибку.

Потом она поговорила с сестрой, и они согласились, что нужно пройти тест ещё раз. Если информация, которую Плебух получила от Ancestry.com, была правильной, то это подразумевало бы, что есть какая-то тайна в истории её родословной. Это означало бы, что один из её родителей не является тем, кем он или она должны были быть. И Элис, соответственно, тоже.

В конце истории Плебух напишет в Ancestry.com ещё раз. «Вы, ребята, были правы. А я — нет».

Мы только начинаем работать с последствиями дешёвых и доступных генетических тестов, которые помогают обнаружить людям своё генетическое наследие.

За последние пять лет цены на генетическое тестирование упали, их качество улучшилось, и появился феномен «рекреационной геномики». По данным Международного общества генетической генеалогии (International Society of Genetic Genealogy), почти 8 миллионов человек во всём мире, но в основном в США, протестировали свою ДНК с помощью высылаемых наборов, обычно стоимостью ~99 долларов или менее, от таких компаний, как 23andMe, Ancestry.com и Family Tree DNA.

Самый популярный подход к дешифровке ДНК, аутосомное тестирование ДНК, анализирует генетический материал, унаследованный от обоих родителей, и клиенты могут связываться с другими клиентами из базы данных, у которых найден аналогичный генетический материал. Результаты позволяют точно узнать, что скрывает ваша генетика. Также на сайте предложена возможность найти ранее неизвестных родственников.

Усыновлённым детям, многие из которых не могут получить доступ к информации о своих биологических родителях из-за законов об усыновлении, генетическое тестирование может позволить быстро найти двоюродных генетических братьев и сестёр, которые вполне могут привести их к семьям.

Но генетическое тестирование также может преподносить неудобные сюрпризы. Некоторые пользователи этой процедуры, которые не хотят копать слишком глубоко, а просто хотят найти немного больше информации о происхождении своих бабушки и дедушки, или хотят подтвердить семейную легенду об индейском наследии, могут быть не готовы к результатам. Эти результаты могут идти вразрез с их чувством идентичности. Часто результаты говорят, что их отец на самом деле не их отец, или они обнаруживают родственника, о существовании которого они никогда не знали, — возможно, ребёнка, зачатого вне брака или отданного на усыновление.

В 2014 году 23andMe подсчитали, что 7000 пользователей сервиса обнаружили неожиданные отцовства или ранее неизвестных братьев и сестёр. Это, конечно, относительно небольшая доля от общего числа пользователей. Но компания больше не предоставляет данные о таких сюрпризах. И тем не менее, с 2014 года клиентская база компании более чем удвоилась и теперь насчитывает свыше двух миллионов человек, и, поскольку всё больше людей вовлечены в рекреационную геномику, сюрпризы в родословной наверняка станут весьма распространённым опытом. 2020-е годы могут оказаться десятилетием, которое убьёт семейные тайны, будь то хорошо или плохо.

«Мы встречаем это каждый день, — говорит СиСи Мур (CeCe Moore), генетический генеалог и консультант радиопередачи на национальном радио (PBS, Public Broadcasting Service) «В поиске корней» (Finding Your Roots). Он модерирует группу в Фейсбук из 54 000 человек, названную «ДНК-детективы» (DNA Detectives), которая помогает людям построить их генеалогическое древо при помощи генетики. «Люди обычно узнают, что многое было не так, как им казалось, и многие семьи намного сложнее, чем люди предполагали».

Элис Плебух оказалась в этой группе летом 2012-го года. Чтобы разгадать загадку её личности, ей была нужна сторонняя помощь, генетического тестирования было недостаточно. В конце концов, генетическое тестирование говорит только о том, кто вы есть, но не отвечает на вопрос, почему получен такой результат.

Плебух оказалась удивительно подготовлена к роли частного детектива в её собственном романе. Сейчас она живёт в пригороде Ванкувера, штат Вашингтон. До своего выхода на пенсию работала менеджером по информационным технологиям в Калифорнийском университете (University of California). «Я занималась обработкой данных на довольно сложном уровне большую часть жизни», — говорит она. Компьютеры не пугают её, как и серьёзные вопросы, требующие организованности и анализа сложной информации. Ей нравится находить паттерны, скрытые в хаосе.

Как раз эти навыки и нужны, чтобы решить очень сложную головоломку.