Восемь новых генов связали с долгожительством — и букетом болезней

Что, по мнению исследователей, говорит о том, что старение тесно связано с вероятностью развития определенных заболеваний

Ученые из МФТИ, Университета Эдинбурга и компании PolyOmica попытались найти связь между генетическими особенностями человека и рядом его возрастных заболеваний. Для этого они проанализировали истории болезней и генетические данные сотен тысяч британцев. Им удалось найти связь, которая, по их мнению, указывает на то, что ряд болезней, частота которых растет с возрастом, на деле управляется общим механизмом, отвечающим за старение.
 1089 • 01.03.2019

Известно, что по эмпирическому закону Гомпертца риск смерти от всех причин после сорока растет экспоненциально — удваивается примерно раз в восемь лет. Однако исследователи первыми смогли обнаружить, что вероятность заболеваний, чья частота растет с возрастом, также показывает эту зависимость, удваиваясь за сходное время и тоже после 40. Речь идет о раке и хронических болезнях, чья вероятность растет с возрастом. Исследователи полагают (статья опубликована в Nature Communications Biology), что такая тесная взаимосвязь указывает на общий механизм регулирования рисков и смерти от всех причин и возникновения заболеваний, связанных с возрастом.

Из этого они делают вывод, что здоровая продолжительность жизни может рассматриваться как индикатор, указывающий на генетические факторы, контролирующие скорость старения. У людей, имеющих большую продолжительность жизни без возрастных заболеваний, и механизм старения работает медленнее. Найти взаимосвязи этого механизма с генами — одна из наиболее важных целей всех исследователей, что ищут способы терапии старости.

В ходе исследования удалось найти 12 генетических локусов (так называют местоположение гена на генетической карте хромосомы), явно коррелирующих со здоровой продолжительностью жизни человека. Авторы даже говорят о влиянии, хотя корреляция далеко не всегда означает реальную причинно-следственную связь. Для подтверждения результатов они обратились к данным других этнических групп — европейцев, африканцев, китайцев, азиатов (по данным биобанков и банков медицинских данных других стран). Оказалось, что 11 из 12 локусов, показавших упомянутую выше корреляцию у британцев, показывают ее и в контрольных этнических группах вне Великобритании. Лишь три гена, влияющих на здоровую продолжительность жизни и рассматривавшихся в работе, HLA-DBQ, LPA и CDKN2B, уже были описаны ранее как связанные с продолжительностью жизни.

Интересно, что как минимум три генетических локуса, обнаруженных исследователями, были ассоциированы с риском сразу нескольких заболеваний и одновременно со здоровой продолжительностью жизни. Их авторы считают потенциальными ключевыми генетическими факторами старения. Так, ген HLA-DQB1 коррелирует положительно с вероятностью развития хронической обструктивной болезни легких, диабетом, раком и деменцией. Генетические варианты у гена TYR были связаны с ранним началом макулодистрофии. Помимо этого, исследователи обнаружили сильные генетические корреляции между здоровой продолжительностью жизни и такими состояниями, как ожирение, диабет второго типа, ишемическая болезнь сердца.

Авторы отмечают, что исследования, по методике подобные их работе, могут значительно продвинуть понимание связи отдельных генов с вероятностью тех или иных заболеваний, а также с продолжительностью жизни. В перспективе это может пригодиться и для корректировки тех или иных негативных мутаций в соответствующих генах, что теоретически может как понизить вероятность развития возрастных заболеваний, так и повысить продолжительность жизни в целом.

Источник: chrdk.ru