Секвенирование экзома помогает в диагностике и лечении тяжелых форм мужского бесплодия

Секвенирование экзома помогает в диагностике и лечении тяжелых форм мужского бесплодия

Группа ученых из Франции и Туниса применила секвенирование экзома для обнаружения и лечения тяжёлой формы мужского бесплодия, которая характеризуется отсутствием сперматозоидов в эякуляте, – необструктивной азооспермии (НОА). Исследование, опубликованное в American Journal of Human Genetics, выявило более десятка генов, способствующих развитию этого заболевания.
 749 • 25.02.2022
shutterstock.com

«Цель данного исследования – улучшить генетическую диагностику НОА путём выявления новых генов, связанных с развитием этого заболевания, и более точно оценить шансы на успешное извлечение сперматозоидов в зависимости от генотипа человека», – пишет руководитель исследования Пьер Рей (Pierre Ray), научный сотрудник Inserm, Французского Национального института здравоохранения и медицинских исследований (French national institute of health and medical research) и Университетской больницы Гренобль-Альп (Grenoble Alpes University Hospital).

В рамках своего исследования учёные искали подозрительные мутации в белок-кодирующих последовательностях у 96 неродственных между собой тунисских мужчин с диагнозом «идиопатическая НОА», которые прошли процедуру экстракции сперматозоидов из яичек (TESE – testicular sperm extraction), являющуюся основным методом лечения данного заболевания.

«Учитывая чрезвычайную генетическую гетерогенность НОА и растущую доступность полноэкзомного секвенирования, мы считаем, что этот метод должен быть включён в панель генетических тестов, предлагаемых мужчинам с бесплодием», – предложили авторы.

Используя биоинформационный подход, сфокусированный на 151 гене-кандидате, команда выявила и изучила у каждого участника десятки гомозиготных вариантов и почти 1 500 гетерозиготных. В результате анализа были обнаружены патогенные, вероятно патогенные изменения, затрагивающие одну или обе копии 16 генов, включая 10 известных ранее, способствующих развитию НОА, и 6 новых: DDX25, HENMT1, MCMDC2, MSH5, REC8 и TDRKH.

Учёные сообщили, что варианты, связанные с НОА, были обнаружены у 22 участников исследования: в 18 случаях был поставлен диагноз с высокой степенью достоверности, а в 4 – потенциальные диагнозы, связанные с миссенс-мутациями, которые не были описаны ранее.

Команда отметила, что некоторые из впервые выявленных генов были связаны с бесплодием у женщин или нокаутных мышиных моделей. Варианты с высоким риском обнаруживались в генах, отвечающих за различные процессы, начиная от репарации ДНК и активности белка Piwi, заканчивая мейотическим делением клеток и постмейотическими этапами.

Поскольку неудачные процедуры извлечения сперматозоидов у 12 участников совпали с изменениями в генах контроля мейоза, авторы предположили, что «генетическая диагностика до TESE может помочь выявить лиц с низкими или нулевыми шансами на успешное извлечение сперматозоидов и таким образом избежать неудачных операций».

«Наши результаты показывают, что диагноз, подтверждённый полным спектром клинических исследований, может служить весомым аргументом против TESE», – заключили учёные.

Источник: evogenlab.ru

Партнеры

Все партнеры