Мукополисахаридозы – это группа наследственных заболеваний соединительной ткани, характеризующихся сочетанным поражением опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, глаз и нервной системы. Мукополисахаридозы являются подтипом лизосомных болезней накопления (ЛБН), характеризующихся дефицитом фермента, участвующего в расщеплении гликозаминогликанов (ГАГ).
Большинство детей с мукополисахаридозами не демонстрируют симптомов заболевания при рождении, поэтому крайне важно иметь биомаркеры, которые можно идентифицировать у новорожденного. При этом необходимо обеспечить быстрый результат скрининга, используя экономически эффективные, чувствительные и специфические биомаркеры. В настоящее время скрининг новорожденных на наличие мукополисахаридозов I и II был проведен в нескольких странах. Ученые из Департамента медицинских наук, Университет штата Делавэр, США (Department of Health Sciences, University of Delaware, USA) проанализировали этот опыт в работе, опубликованной в Journal of Human Genetics.
На Тайване пилотное исследование эффективности неонатального скрининга для мукополисахаридоза I (МПС I) проводилось с 2008 по 2013 год и с августа 2015 года по ноябрь 2017 года. В этом исследовании первым уровнем скрининга был ферментный анализ с помощью масспектрометрии с последующим количественным анализом ГАГ в моче. Подтверждающий тест проводили с помощью флуорометрического ферментативного анализа лейкоцитов и молекулярного анализа. Это исследование является уникальным, поскольку Тайвань был одной из первых стран, в которой также провели скрининг на мукополисахаридоз II (МПС II). В Тайване было обследовано 294196 младенцев на наличие МПС I, а 153032 младенцев были проверены на наличие МПС II. Было получено 15 положительных скринигов на МПС I с четырьмя подтвержденными пациентами и 169 положительных скринингов на МПС II с тремя подтвержденными пациентами. Коэффициент ложноположительного результата для первого уровня для МПС I составил 0,0037%. Коэффициент ложноположительного результата для МПС II составил 0,108%. Исследование показало, что такой диагностический алгоритм является выполнимым и экономически эффективным.
Экспериментальное исследование было проведено и на северо-востоке Италии у 44411 новорожденных. Тринадцать имели положительный результат скрининга, восемь прошли подтверждающее тестирование, идентифицировав пять псевдодефицитов, одного пациента и двух носителей с ложноположительным показателем 0,027%.
МПС I входит в программы неонатального скрининга в некоторых штатах США. В частности, в Кентукки провели проспективное пилотное исследование в течение 1 года, в котором было проанализировано 55161 детей. После тестирования 2-го уровня, тестирования 3-го уровня и многомерного анализа были идентифицированы один пациент с МПС I и один носитель. Ложноположительный показатель составил 0,0018%.
Пилотное исследование в Вашингтоне проанализировало 43000 новорожденных, выявив шесть положительных образцов. Из них два были подтверждены в качестве носителей после молекулярного анализа и четыре в качестве пациентов. Ложноположительный показатель составляет 0,004%.
Пилотное исследование в Нью-Йорке проспективно проанализировало 65605 новорожденных и выявило 13 положительных результатов скрининга с низкой активностью ферментов лейкоцитов. Восемь новорожденных были идентифицированы как носители псевдодефицита, в то время как остальные четыре ребенка имели статус носителя, а один имел неопределенный статус. У всех детей были нормальные уровни ГАГ с мочой, поэтому частота ложноположительных результатов составила 0,02%.
Несмотря на эти результаты, авторы обзора пришли к выводу о том, что скрининг на МПС иллюстрирует отсутствие единого подхода по всему миру для неонатального скрининга редких заболеваний. «Только когда все больше штатов США и других стран начнут проверять более редкие состояния, анализ затрат и выгод неонатального скрининга станет более наглядным», - пишут исследователи.
Напомним, в России с 2006 года, согласно приказу Минздравсоцразвития РФ №185, каждому появившемуся на свет ребенку проводится неонатальный скрининг на пять наиболее распространенных врожденных и наследственных заболеваний: фенилкетонурию (входит в программу скрининга с 1985 г.), врожденный гипотиреоз (с 1993г.), муковисцидоз, галактоземию и адреногенитальный синдром. Мукополисахаридозы не входят в этот перечень.