Компания Janssen официально объявила о том, что она будет партнером компании Biogen в России по выводу на рынок первого и пока единственного одобренного FDA и EMA лекарственного препарата для терапии спинальной мышечной атрофии (СМА) «Spinraza».
Поражения нервно-мышечной системы — одна из наиболее обширных групп генетически обусловленных заболеваний, к которой относится и спинальная мышечная атрофия (в медицинской литературе патологию чаще именуют сокращенно СМА или SMA от английского названия Spinal Muscular Atrophy).
До недавнего времени болезнь считалась неизлечимой в подавляющем большинстве случаев и приводила к летальному исходу еще в раннем детском возрасте, однако с появлением на рынке препарата «Spinraza» пациенты с СМА получили надежду на долгосрочное улучшение состояния.
Спинальная мышечная атрофия — заболевание, сопровождающееся прогрессирующей дистрофией и разрушением двигательных нейронов, локализованных в области спинного и стволе головного мозга. Передается патология по аутосомно-рецессивному типу, иными словами, дефектный ген должен присутствовать у обоих родителей (при этом у них симптомы болезни могут и не проявляться).
У 95% пациентов со спинальной мышечной атрофией отмечают мутацию гена SMN 1 (survival motor neuron 1). Такую форму заболевания называют проксимальной или СМА 5q. Частота постановки диагноза составляет 7,8 — 10 случаев на 100 000 новорожденных. Показатели носительства этой мутации гораздо выше, но иногда подобные нарушения вызывают внутриутробную гибель плода.
В чем уникальность препарата «Spinraza»? Дело в том, что ранее существующие методы терапии СМА были направлены только на устранение симптомов патологии. При этом медикаментозное лечение мало помогало улучшить качество и продолжительность жизни пациента. Однако «Spinraza» влияет непосредственно на главные звенья патогенеза болезни, стимулируя выработку белка SMN. Это приостанавливает процессы мышечной дистрофии.
Препарат появился недавно. Его применение в США было одобрено только в 2016 году, а в странах Европейского Союза — в 2017. Однако, несмотря на малый срок практического использования, лекарство продемонстрировало высокие терапевтические результаты на всех этапах клинических испытаний. Надеемся, что в ближайшее время данный препарат будет зарегистрирован и доступен для пациентов в нашей стране, что позволит улучшить качество их жизни.
2. Частота трисомии 21 в России за последние семь лет на четверть ниже, чем в Европе.
Средняя частота трисомии 21 в России за период 2011-2017 гг. составила 1, 75 на 1000 новорожденных. Таковы результаты мониторинга 7-летней динамики частоты трисомии 21 в Российской Федерации, озвученные руководителем Центра мониторинга врожденных пороков развития НИКИ педиатрии им. Ю.Е. Вельтищева Наталией Демиковой в рамках 3-его съезда Ассоциации Специалистов Медицины Плода.
«По сравнению с европейскими странами в России частота синдрома Дауна ниже. За период последних семи лет в России средняя частота трисомии 21 составила 1, 75 на 1000 новорожденных. По данным EUROCAT (объединенный регистр врожденных пороков развития европейских стран), за этот же период частота трисомии 21 в европейских странах составила 2,38 на 1000 новорожденных», - пояснила Наталия Демикова.
При этом и в России, и в Европе отмечается тенденция к увеличению частоты трисомии 21, одной из причин которого в развитых странах является увеличение возраста женщин, рожающих детей.
В 2010 году в Российской федерации стартовал Национальный проект «Пренатальная (дородовая) диагностика нарушений развития ребенка», благодаря которому, частота рождений детей с синдромом Дауна в России остается на прежнем уровне или сокращается в силу роста индуцированных абортов при выявленных пренатально трисомиях 21.
Алгоритм раннего пренатального скрининга основан на международном стандарте, разработанном авторитетной врачебной организацией FMF (Фонд медицины плода, Лондон) и признанном в большинстве стран мира.
Как показывает практика, ранний пренатальный скрининг действительно позволяет снизить частоту появления на свет детей с трисомией 21, но все же остаются разного рода проблемы. Далеко не в каждом регионе России пренатальный скрининг доступен в полном объеме, и далеко не каждая семья готова пойти на прерывание беременности при пренатальном выявлении трисомии 21 у плода – пожалуй, это две наиболее остро стоящие проблемы.
3. Стандартизирование диагностики и лечения мукополисахаридоза.
В августе 2018 года появился новый проект приказа Минздрава России «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при мукополисахаридозе I типа (ферментная заместительная терапия)»:
Проект приказа Минздрава России «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям при мукополисахаридозе I типа (первичная диагностика и инициация ферментной заместительной терапии)».
Проект Приказа Минздрава России «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям при мукополисахаридозе I типа (ферментная заместительная терапия)».
Мукополисахаридозы – группа генетически обусловленных заболеваний, возникающих вследствие нарушения обмена кислых мукополисахаридов (гликозаминогликанов). Диагноз мукополисахаридоза устанавливается на основании характерной клинической и рентгенологической картины, выявлении гликозаминогликанов в моче и изучении активности ферментов в клеточных культурах. В ходе обследования больным мукополисахаридозом назначаются консультации различных специалистов, проводятся инструментальные исследования для оценки состояния различных органов и систем.
До настоящего времени лечение таких пациентов было симптоматическим. Теперь при мукополисахароидозе I типа рекомендовано проведение ферментной заместительной терапии (ФЗТ). ФЗТ-лечение, заключающееся в пожизненном введении препарата (рекомбинантного фермента) пациентам с врожденным дефектом метаболизма. Проводится ларонидазой. Препарат вводится путем внутривенных вливаний каждую неделю.
У больных с мукополисахароидозом I типа, получающих ФЗТ наблюдаются заметные клинические улучшения. При проведении клинических испытаний было показано, что у больных улучшается двигательная активность, переносимость физических нагрузок (оценивали скорость и продолжительность ходьбы и подъем по лестнице), наблюдалась нормализация размеров печени, снижение массы левого желудочка, незначительное улучшение в умственном развитии и поведении. Пациенты, получающие лечение, должны находиться под постоянным медицинским наблюдением.