«Министерство здравоохранения Российской Федерации еще в 2017 году на конгрессе Национальной Медицинской Палаты указало на необходимость урегулирования вопроса проведения научных исследований с использованием технологий генетического редактирования... В настоящее время этот вопрос прорабатывается совместно Минобрнауки России и Минздравом России. На сегодняшний же день развитие технологий редактирования генома таково, что об их клиническом применении говорить пока рано»,- говорится в сообщении.
Ранее, молекулярный биолог Денис Ребриков заявил, что намерен получить в Минздраве разрешение на эксперимент по редактированию генома эмбриона человека. Он также утверждал, что нашел добровольцев для проведения своего эксперимента. Это семейная пара с наследственной глухотой, у которой уже есть ребенок с тем же заболеванием.
Сергей Попов, PhD, заведующий отделом неинвазивной пренатальной диагностики «Медикал Геномикс», считает, что заявление Ребрикова - это не только пиар-ход, в нем кроется и реальная мотивация.
- Я считаю, что идея Ребрикова редактировать эмбрионы человека может быть вполне реальна, с учетом, что о своих планах он заявляет уже давно. Он хочет повторить эксперимент Хэ Цзянкуя в новом формате, не вырезая ген ССR5, а создавая искусственную 32-нуклеотидную делецию, чтобы добиться в конечном итоге измененной формы белка-рецептора. Есть и другие его идеи, например, редактирование гена эмбрионов, связанного с тугоухостью. Кроме того, за 3 года работы его команды была опубликована одна публикация, где описаны результаты редактирования эмбрионов с патологиями. Но статья опубликована в журнале «Вестник Российского Государственного Медицинского университета», главным редактором которого числится сам Денис Ребриков, - утверждает эксперт.
Однако Сергей Попов отмечает, что ученый может осуществить задуманное.
- Но если это произойдет, ему будет трудно опубликовать результаты исследований в каком-либо из международных журналов с высоким индексом цитируемости. Ему просто не позволят этого сделать, так как в большинстве Западных стран на эксперименты с эмбрионами наложен временный мораторий. Что касается нашей страны, то у нас такие эксперименты законодательно пока никак не отрегулированы. А все, что у нас не отрегулировано, чаще всего бывает запрещено. Реакция мирового научного сообщества очевидно будет отрицательной из-за нерешенных этических противоречий, а также отсутствия гарантий высокой эффективности и безопасности данных экспериментов.
Отсутствие в стране законодательных документов, регулирующих такого рода эксперименты, возможно, оставят безнаказанным Ребрикова.
- Ему [Ребрикову], может, ничего и не грозит, кроме «славы». А вот что может грозить тем, кто родится в результате таких экспериментов, одному богу известно. Я думаю, Ребриков не готов нести всю свою жизнь ответственность за здоровье экспериментальных детей и их будущее потомство, а готов просто переложить ее на родителей, которые в силу своей некомпетентности и недостаточной образованности дали добро на такого рода эксперименты, - поясняет Сергей Попов.
Напомним, ранее Genetics-info публиковал интервью о моральности редактирования человеческих эмбрионов с заведующим Лабораторией генетики нарушений репродукции ФГБНУ «Медико-генетический научный центр» Вячеславом Черных.