Заявление специальной комиссии ВОЗ по разработке глобальных стандартов управления и надзора за редактированием генома человека — очередной этап в череде событий, последовавших за тем, как в ноябре 2018 года китайский биолог Цзянькуй Хэ заявил, что в ходе его экспериментов были рождены первые в истории человечества генно-модифицированные дети, а вторая пара ждет рождения еще одного такого ребенка.
Комиссия была создана после заявления Хэ и провела предыдущие два дня в Женеве, обсуждая то, какой образ действий следует избрать ВОЗ и ее членам. По итогам заседаний она выпустила публичное заявление.
В нем говорится, что заниматься клиническими исследованиями технологий редактирования клеток зародышевой линии «в данный момент безответственно», отмечается, что нужно создать «открытую и прозрачную» базу всех продолжающихся сейчас исследований подобного рода, и звучит призыв к ВОЗ заняться созданием такого реестра.
Журнал Science пишет, что Маргарет Гамбург (Margaret Hamburg), сопредседатель комиссии и экс-глава Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA), в беседе с журналистами подчеркнула, что комиссия считает необходимыми «более широкие предписания», чем введение моратория на использование технологий редактирования генома, и планирует ближайшие полтора года посвятить «глубокому погружению», необходимому для формулировки международных стандартов для этой области и появлению «системы сильного международного управления» технологией.
Гамбург упомянула мораторий неслучайно: на прошлой неделе 18 известных ученых опубликовали в журнале Nature коллективное письмо, в котором призвали ввести пятилетний мораторий на использование системы CRISPR/Cas в клинической практике и за это время разработать регламент ее дальнейшего использования в медицинских (и не только) целях.
В реестр, по словам Гамбург, должны вноситься не только исследования, посвященные редактуре клеток зародышей, но и «правки» соматических клеток человека (эти изменения не будут наследоваться потомками пациента), которые не вызывали горячих этических споров в научном сообществе.
Сопредседатель комиссии не уточнила, кто именно, по замыслу экспертов, должен отвечать за работу и пополнение реестра. Но Гамбург пояснила, что комиссии нравится схема, при которой научные издательства и научные фонды требовали бы от зависящих от них ученых регистрации подобных исследований в реестре ВОЗ.
ВОЗ не единственная организация, озабоченная вопросами регуляции экспериментов по редактуре зародышевых клеток человека. Так, недавно стало известно, что китайские власти начали обсуждать новые правила регулирования экспериментов, предполагающих манипуляции с геномом человека. Законопроект продолжат обсуждать и дорабатывать в течение марта. Сейчас известно, что в него входит дополнительный контроль за учеными со стороны Госкомитета по делам здравоохранения и штрафы за проведение экспериментов, которые не получили соответствующего разрешения «сверху».
В России, где законодательство так же крайне непрозрачно в отношении легального статуса процедур редактирования генома человека, никаких дополнительных регуляций пока введено не было. Хотя правительство и поручило весной 2018 года Минздраву подготовить к ноябрю 2018 года предложения «по совершенствованию порядка проведения доклинических и клинических исследований, регистрации лекарственных препаратов, медицинских изделий, биомедицинских клеточных продуктов, предполагающих изменение генома человека, в том числе эмбриона человека», эти предложения, если и были подготовлены, так и не получили огласки.
Источник: chrdk.ru