Промежуточные результаты клинических испытаний были опубликованы в New England Journal of Medicine.
X-SCID - наиболее распространённый тип тяжёлого комбинированного иммунодефицита (около 50% всех случаев). Младенцы с X-SCID, вызванным мутациями в гене IL2RG, очень восприимчивы к тяжелым инфекциям. Болезнь становится опасной и даже смертельной, если не проводить лечения. Обычно в таких случаях проводится трансплантация стволовых клеток, в идеале - от брата или сестры. К сожалению, такого донора имеют менее 20 % малышей. Тем, у кого нет подходящего донора-сиблинга, обычно производится трансплантация от родителя или другого донора, но, как правило, она восстанавливает иммунитет лишь частично. Этим пациентам требуется пожизненное лечение, и они могут испытывать проблемы со здоровьем, включая хронические инфекции.
«Это = захватывающие результаты, они показывают, что генная терапия может быть эффективным вариантом лечения для младенцев с чрезвычайно серьезным состоянием, особенно тех, у кого нет оптимального донора для трансплантации стволовых клеток. Этот прорыв дает им надежду на развитие полностью функционирующей иммунной системы и шанс жить полной, здоровой жизнью», - говорит Энтони С. Фаучи (Anthony S. Fauci), доктор медицины, директор Национального Института Аллергии и Инфекционных Заболеваний NIH (NIH's National Institute of Allergy and Infectious Diseases NIAID).
Чтобы восстановить иммунную функцию у людей с X-SCID, ученые из Детской Исследовательской больницы NIAID и Святого Джуда (NIAID and St. Jude Children's Research Hospita)l в Мемфисе, штат Теннесси, разработали экспериментальную генную терапию, которая включает вставку нормальной копии гена IL2RG в собственные кроветворные стволовые клетки пациента. В ходе исследования было зарегистрировано восемь детей от 2 до 14 месяцев, у которых недавно был диагностирован X-SCID, и у которых не было подходящего донора.
Сначала ученые получили кроветворные стволовые клетки из костного мозга пациента. Затем использовали лентивирус в качестве носителя или «вектора» для доставки нормального гена IL2RG в клетки. Наконец, стволовые клетки вели обратно пациенту, который получил низкую дозу химиотерапевтического препарата бусульфан, чтобы помочь генетически скорректированным стволовым клеткам обосноваться в костном мозге и начать производить новые клетки крови.
В течение 3-4 месяцев после проведения генной терапии у семи из восьми младенцев отмечалось нормальное количество нескольких типов иммунных клеток, включая Т-клетки, В-клетки и естественные киллерные (NK) клетки. У восьмого участника изначально было низкое количество Т-клеток и был отмечен их рост после второй инфузии генетически модифицированных стволовых клеток. Вирусные и бактериальные инфекции, от которых пациенты страдали до лечения, впоследствии сошли на нет. По мнению исследователей, экспериментальная генная терапия была безопасной, но некоторые участники испытывали побочные эффекты, такие как низкое количество тромбоцитов после химиотерапии.
По сравнению с применявшимися ранее стратегиями генной терапии X-SCID, в которых использовались другие векторы и схемы химиотерапии, нынешний подход является более безопасным и эффективным. В более ранних исследованиях генная терапия восстанавливала функцию Т-клеток, но не полностью восстановила функцию других ключевых иммунных клеток, включая В-клетки и NK-клетки. В текущем исследовании не только проходило восстановление NK-клеток и В-клеток, а даже четыре ребенка смогли прекратить лечение внутривенными иммуноглобулинами - вливаниями антител для повышения иммунитета. У трех из четырех маленьких пациентов выработались антитела к инфекциям, против которых делаются прививки детям – а это признак надежной функции В-клеток.
Более того, у некоторых участников ранее проводимых исследований позже развилась лейкемия, которая, как подозревают ученые, была вызвана активацией вектором генов, контролирующих рост клеток. Лентивирусный вектор, используемый в данном исследовании, призван избежать этого результата.
Исследователи продолжают следить за младенцами, получившими лентивирусную генную терапию, чтобы оценить длительность восстановления иммунитета и оценить потенциальные долгосрочные побочные эффекты лечения. Планируется дальнейшее испытание терапии.