CRISPR-редактирование растений удобно тем, что в идеале не оставляет после себя в геноме никаких лишних следов, кроме нужной мутации (в отличие от традиционной генетической модификации с использованием генов других организмов). По этой причине Министерство сельского хозяйства США, например, исключило из своей юрисдикции продукты, полученные при помощи CRISPR (в частности, шампиньоны, которые не темнеют на воздухе), так как с их точки зрения эти продукты неотличимы от продуктов традиционной селекции. Тем не менее, Европейский суд, напротив, приравнял такие растения к ГМО.
Позиция российских властей и науки по этому поводу пока остается неопределенной, но де-факто в России ГМО запрещены еще в 2016 году, а отечественные институты иногда выдают весьма спорные по качеству публикации.
На президиуме РАН Кудрявцев заявил, что если генетическое редактирование в России тоже будет приравнено к генетической модификации, то российская отрасль селекции, и без того отстающая от западной из-за недостатка квалифицированных кадров, окажется в сложном положении.
«Надо готовиться к тому что наши селекционеры проиграют в конкурентной борьбе западным коллегам... Если мы пойдём по пути запрещения [CRISPR и других технологий генетического редактирования], то мы и здесь отстанем надолго, если не навсегда», — сказал Кудрявцев.
Помощник президента РФ Андрей Фурсенко ранее заявлял N+1, что вопрос регулирования CRISPR-организмов в России должно решать научное сообщество совместно с политиками. Так как Россия, как и США (но не ЕС), не ратифицировала Картахенский протокол ООН о биобезопасности, теоретически страна может принять любое решение по этому поводу.
Источник: nplus1.ru