Что такое интеллект?
Разобраться в вопросе о том, детерминируется ли интеллект генетикой, невозможно без понимания того, что же такое интеллект.
Интеллект – очень общее понятие, есть масса его определений, многие из которых могут практически не пересекаться между собой. Например, Большой психологический словарь дает сразу три определения:
Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;
Система всех познавательных и когнитивных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения;
Способность к решению проблем без проб и ошибок в уме.
Как видим, довольно сложно свести интеллект к какому-то одному четко обозначенному качеству. Исходя из комплексности интеллекта как явления, некоторые исследователи предлагают выделять различные его виды.
Например, Р. Кэттел выделяет два основных типа интеллекта: флюидный (или текучий) и кристаллизованный. Первый обозначает отвечает за скорость и точность текущего оперирования информацией. А кристаллизованный интеллект определяет разноплановые слои устойчивых знаний.
Г. Гарднер в теории множественного интеллекта утверждает, что интеллект всегда существует в контексте конкретной задачи. В зависимости от нее он выделяет логико-математический, пространственный, лингвистический и другие типы интеллекта.
Г. Айзенк разделяет биологический интеллект, под которым понимается физиологическая, нейрологическая, биохимическая и гормональная основа познавательного поведения, психометрический интеллект, который определяется стандартными тестами измерения коэффициента интеллекта (о них пойдет речь ниже) и социальный интеллект как проявление социально полезной адаптации. Есть и другие классификации интеллекта.
Тесты IQ
Не меньше создано и способов оценить уровень интеллекта отдельного человека. Самый популярный из них – тест на IQ (intelligence quotient), то есть тест, определяющий «коэффициент интеллекта). Это понятие ввёл немецкий учёный Вильгельм Штерн в 1912 году. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1961 году.
Сегодня существует масса различных тестов IQ. В целом, коэффициент интеллекта является оценкой фактора общего интеллекта (g). Фактор G в научный обиход ввел К. Спирмен, он обратил внимание на то, что между результатами выполнения разных интеллектуальных тестов имеется прямая корреляционная связь: испытуемые, успешно выполняющие тесты на мышление, успешно проявляют себя в тестах и на другие познавательные способности. Эту связь К. Спирмен объяснил наличием в каждом из тестов «общего фактора интеллекта». К. Спирменом также был выделен фактор S, который напротив – характеризовал специфику каждого задания в тесте или конкретного вида интеллектуальной активности. Его модель интеллекта получила название «двухфакторная модель интеллекта К. Спирмена».
Между тем, исследователи отмечают однобокость тестов IQ. Например, результаты тестов на дивергентное мышление (проще говоря – на креативность) могут никак не коррелировать с результатами теста на интеллект для того же человека, или даже иметь обратную корреляцию. То же самое возможно и с тестами «исследовательского поведения», которые дают свободу испытуемому не только в решении задачи, но и в самой постановке проблемы – а ведь чаще всего именно такие задачи с открытым началом и открытым же концом мы решаем в жизни.
Интеллект и наследственность
Несмотря на то, что до сих пор не разработан идеальный способ оценки уровня интеллекта человека, за последние 100 лет возникла масса исследований, в которых доказывается или опровергается, что зафиксированный уровень интеллекта определяется генетикой. Причем интеллект детерминируется большим количеством генов, некоторые из которых могут участвовать в определении и других признаков.
Еще в 1919 году с использованием метода исследования приемных детей в работе К. Гордона было показано, что сходство показателей интеллекта сиблингов (родных братьев и сестер), живущих и воспитывающихся вне семьи - в приютах, практически не отличается от сходства сибсов, живущих дома.
В 1928 году, используя тот же метод, Б.Баркс, показала, что коэффициенты корреляции показателей интеллекта приемных детей и их приемных родителей значительно ниже (г=0,07 - для отцов и г=0,19 - для матерей), чем соответствующие корреляции детей с биологическими родителями (0,45 и 0,46 для отцов и матерей соответственно).
Эти выводы служили достаточным основанием для того, чтобы утвердиться в тезисе о наследуемости интеллектуальных способностей на долгие годы.
Другой метод, который широко применяется для изучения корреляции между интеллектом и генетикой, метод близнецов. Близнецовые исследования также позволили получить оценки наследуемости интеллекта. Мета-анализ всех близнецовых исследований последних 50 лет (на 2015 год) дает общую оценку наследуемости когнитивных способностей 47%.
Современные достижения генетики позволяют искать и находить конкретные участки ДНК, которые отвечают за разные характеристики интеллекта.
Например, в 2014 году американские ученые проанализировали вариант гена KL-VS, который, как было показано, связан с существенным повышением уровня интеллекта у человека (примерно на 6 пунктов IQ). Всего на изменения в гене KL приходится 3% IQ в популяции белых американцев.
В исследовании, опубликованном в Nature Genetics в 2017 году, представлены результаты мета-анализа геномов 78,308 человек. Ученым в процессе полногеномного поиска ассоциаций (GWAS) удалось идентифицировать 336 ассоциированных с интеллектом однонуклеотидных полиморфизма (SNP) в 18 геномных локусах. По словам исследователей, эти результаты позволяют по-новому взглянуть на генетическую архитектуру интеллекта.
А в 2018 году Шотландские ученые, сравнив вариации ДНК более чем 240 000 человек со всего мира, нашли 538 генов, отвечающих за умственные способности
Другое исследование, опубликованное в журнале Nature в 2019 году, использующее метод геномного анализа, демонстрирует генетические пересечения между шизофренией, биполярным расстройством и уровнем интеллекта. Было выявлено 75 различных геномных локусов, ассоциированных с шизофренией и интеллектом (из них 20 – новых для шизофрении), и 12 локусов, ассоциированных с биполярным расстройством и интеллектом (4 новых – для БР). При этом, большинство аллелей риска, связанных с шизофренией, (81%) предполагали ухудшение когнитивной производительности, в то время как большинство аллелей риска по биполярному расстройству (75%) наоборот - были связаны с лучшей когнитивной деятельностью. В целом, делают вывод исследователи, и шизофрения, и биполярное расстройство, разделяют генетические влияния с интеллектом, хотя и по-разному. Эти результаты автоматически предполагают еще один вывод – не только о связи уровня интеллекта и заболеваний, но в первую очередь – о генетическом влиянии на интеллект.
Факторы общей среды играют значимую роль в уровне интеллекта человека в детстве, однако у взрослых они уже перестают вносить какой-либо вклад в индивидуальные различия интеллекта - сегодня этот факт считается своеобразным «общим местом» для изучающих интеллект.
Все эти (и многие другие) открытия, которые демонстрируют наследуемость интеллекта, не только вселяют надежду, но и вызывают обоснованные страхи. В первую очередь – страх создания дизайнерских детей. Например, в США одна компания уже предложила тестировать эмбрионы, полученные методом экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), не только на риск некоторых заболеваний, но и на низкий уровень интеллекта. Пока это только инициатива, но инициатива этически очень спорная. Возможно, уже в скором времени обществу нужно будет придумывать какое-то решение этой проблемы.
Генетика интеллекта рас
Еще более спорным является вопрос о различиях в уровне интеллекта разных рас и народов и о том, детерминируются ли эти различия генетикой.
В нашумевшей книге «Коэффициент интеллекта и богатство народов» (2002 г.) Р. Линна и Т. Ванханена показано, что между разными странами существуют устойчивые по интеллекту населения. Например, наиболее высоким интеллектом характеризуется коренное население Японии, Китая и Кореи, а на первом месте – Гонконг. Это территориально смежные страны с расово и генетически близким населением. Кстати, основная идея работы заключалась вовсе не в этом утверждении, а в том, что средний уровень интеллекта граждан коррелирует с уровнем ВВП страны.
В других исследованиях было показано наличие различий в среднем уровне измеряемого интеллекта у представителей разных не рас, а культур. Например, один из выводов мета-анализа состоит в том, что в среднем коэффициент интеллекта у представителей европейской культуры выше, чем у представителей из Африки и Латинской Америки.
При этом исследователи отмечают, что в этом, судя по всему, объективном различии, немалую роль играет именно культура и среда. В частности, исследователи обращают внимание на то, что восточноазиатские и западные культуры в ходе своего развития выработали отличающиеся когнитивные стили и формы функционирования интеллектуальных способностей. Если в Западной культуре интеллект отождествляется с рациональными операциями, то в Восточных культурах интеллект больше рассматривается как средство разрешения сложностей и противоречий социальной жизни, а также успешного осуществления социальных ролей.
Вернемся здесь к классификации интеллекта Г. Айзенка. Согласно его модели, психометрический интеллект, который и рассчитывается при помощи тестов IQ – не единственная форма интеллекта как такового. Как было указано в первой части статьи, интеллект – комплексное понятие. В связи с этим, исследования показывают, что в разных популяциях выражены в большей или меньшей степени разные способности. Например, арктические народы имеют высокий коэффициент пространственного интеллекта.
Однако в современных условиях интеллект измеряется инструментами, созданными западными культурами, то есть инструментами, учитывающими особенности западных культур. Проблема в том, что нельзя «мерить всех одним аршином». Представители разных рас, этносов и культур растут в разных средах, воспитываются в разных культурах, культивируют разные ценности и в процессе жизни решают разные проблемы. Использовать одни и те же тесты для определения уровня интеллекта представителей разных этносов, культур и рас – то же самое, что использовать одни и те же тесты для оценки слуха у человека с консерваторским образованием и человека, который музыкой никогда не занимался. Как минимум, это бессмысленно, поскольку с немалой долей достоверности можно предположить исход тестирования.
Ани Газоян