Генетика: домашнее чтение к Новому году

Genetics-info желает  читателям плодотворного и интересного года, полного новых знаний и впечатлений. А для того чтобы наше пожелание с большей вероятностью воплотилось, мы подготовили очередную порцию лучших non-fiction книг о генетике. Приятного чтения!
 3569 • 18.12.2019

«Властелин ДНК. Как гены меняют нашу жизнь, а наша жизнь – гены»

«Как мыслят генетики» - так названа первая глава книги известного американского врача и научного обозревателя New York Times Шарона Моалема. Разве генетики думают как-то иначе? Пожалуй, да. Сегодня, с учетом огромного числа достижений и знаний, полученных с помощью генетики, можно говорить о том, что пришло время посмотреть на мир вокруг и себя «другими глазами». Однако, как пишет автор, у высокой скорости работы ученых-генетиков есть и свои недостатки. Врачи просто не успевают следить за всеми открытиями, а уж тем более – применять эти знания на практике. Именно поэтому Шарон Моалем взялся в своей книге за амбициозную задачу – помочь читателю самостоятельно разобраться в своей генетике и применить эти знания на практике.

Отдельное внимание в книге уделено эпигенетике как новому важному шагу в познании человеком самого себя. Книга написана легким и увлекательным языком, к тому же, автор наполнили ее историями из реальной медицинской практики, историческими событиями и сюжетами из жизни ученых.

«Грязные гены. «Большая стирка» для вашей ДНК. Как изменить свою наследственность»

Название этой книги довольно шокирующее для научпопа. Однако за метафорой «грязных генов» скрывается вполне научная идея о том, что генетика – не фатум. Автор книги – врач-натуропат, он занимается лечением людей с помощью естественных, натуральных методов. В книге Бен Линч утверждает: «что мы можем преображать нашу генетическую судьбу при помощи диеты, пищевых добавок, хорошего сна, а также избегая стрессовых ситуаций и уменьшая воздействие токсинов, попадающих в организм из окружающей среды». Все это возможно с учетом новых знаний, полученных человечеством в ходе изучения эпигенетики.

Авторы сравнивает наши действия по очистке генов со стиркой одежды и представляет программу, которая предполагает и «замачивание», и прицельное «оттирание пятен» и «бережное отбеливание». Словом, читатель получает полноценную инструкцию по работе с собственным организмом.

«Эффект теломер: революционный подход к более молодой, здоровой и долгой жизни»

Как в 50 выглядеть на 30? Как прожить дольше 80 лет? Что я могу сделать для этого уже сегодня? На эти вопросы обещают дать ответ в своей книге Блэкберн Элизабет и Эпель Элисса, авторы книги «Эффект теломер: революционный подход к более молодой, здоровой и долгой жизни».

Книга посвящена очень модной сегодня теме – эффекту теломер. Теломеры – это своеобразная защита для нашей ДНК. Они представляют собой последовательность нуклеотидов на конце хромосом, которая не кодирует, а защищает гены от потерь. По мере старения теломеры укорачиваются, и защита ослабевает. А значит, погибают клетки, функциональность которых сходит на нет. Элизабет Блэкбёрн - Нобелевский лауреат. Именно она совместно с коллегами стала первооткрывателем механизмов защиты хромосом теломерами и фермента теломеразы. К сожалению, пока открытие эффекта теломер не стало «философским камнем». Однако исследования в этой сфере продолжаются, и, возможно, в будущем будут доступны реальные методы, позволяющие удлинить наши теломеры, а вместе с ними – и нашу жизнь.

«ДНК и ее человек: Краткая история ДНК-идентификации»

Не стоит забывать, что исследования в сфере генетики помогают нам не только лучше понимать свой организм и лечить болезни. Генетика – помощник и в исторических реконструкциях, генеалогии, криминалистике. Именно об этой сфере применения генетики рассказывает в своей книге научный журналист Елена Клещенко.

В центре повествования - проблема идентификации человека по его геному. Эта книга будет читаться скорее как увлекательный детектив, а не как научно-популярное повествование.

«Она смеется, как мать. Могущество и причуды наследственности»

В начале нового, 2020 года, нельзя обойти вниманием, пожалуй, самую нашумевшую научно-популярную книгу по генетике 2019 года. «Она смеется как мать. Могущество и причуды наследственности» известного писателя, автора бестселлеров Карла Циммера вышла в издательстве «Альпина нон-фикшн».

Книга начинается с очень личного рассказа автора о рождении его первой дочки Шарлотты в 2001 году. Тогда уже было завершено первое картирование человеческого генома в США, но оно стоило 3 миллиарда долларов и было недоступно для пар, планирующих рождение ребенка. Генетик, к которому отправился автор с женой, по крупинке собирал информацию о предках будущих родителей, чтобы оценить риски рождения у них детей с генетическими заболеваниями. Шарлотта родилась здоровой, ко времени написания книги ей исполнилось 15 лет. Но именно та консультация у генетика стала переломным моментом, показавшим Карлу Циммеру, как мало мы знаем о своих предках и грузе своей наследственности. Возможно, эта книга поможет кому-то из читателей более полно разобраться в своей генетике, чтобы никогда не ощутить «сильный страх, от которого весь мир вокруг внезапно показался чужим», настигший Карла Циммера в кабинете акушера-гинеколога.

Авторы: