Обзор новостей Genetics-info 13 августа – 27 августа

1. В США одобрили первое лекарство на основе РНК-интерференции

Американское управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) впервые одобрило медицинский препарат на основе РНК-интерференции.

Препарат патисиран (торговое название Onpattro) компании Alnylam предназначен для лечения hATTR, наследственного амилоидоза, вызванного аномальным накоплением белка транстиретина (TTR). С его помощью у пациентов с таким диагнозом будут бороться с полинейропатией, нарушениями работы периферических нервов. Сейчас больным предлагают пересадку печени или прием дифлунисала, противовоспалительного препарата, частично замедляющего повреждение нервов, новый препарат же будет блокировать синтез TTR и препятствовать его накоплению в тканях.

В клинических испытаниях нового препарата — патисирана — приняло участие 225 человек, больных наследственным транстиретиновым амилоидозом. Из них 148 получали терапию, а 77 плацебо. В первой группе по сравнению с получавшими плацебо улучшились показатели мускульной силы, чувствительности к боли и температуре, рефлексов, а также показатели кровяного давления и т.д,; качество жизни в целом повысилось. Отмечен ряд побочных эффектов, в основном связанных с внутривенным вливанием, но в целом терапия признана безопасной.

В планах у Alnylam еще несколько препаратов, которые сейчас находятся на разных стадиях испытаний. С их помощью предполагается лечить острую печеночную порфирию, гиперхолестеролемию, гипероксалурию и атипичный гемолитический уремический синдром. Все они являются в некотором роде болезнями накопления, то есть развиваются в результате избытка определенных веществ вне или внутри клеток. Поэтому они представляют хорошую мишень для РНК-интерференции — можно заблокировать либо синтез фермента, который их производит, либо их собственный синтез.

В настоящее время, в разных странах, в том числе и в России, ведутся активные исследования по использованию малых РНК, которые могут помочь при сахарном диабете, сердечно-сосудистых, онкологических заболеваниях и других патологиях.

РНК-интерференция — это механизм уничтожения чужеродной двуцепочечной РНК, имеющийся у всех ядерных организмов (растений, животных, грибов). Поскольку в норме в клетке двуцепочечная РНК не синтезируется, ее наличие говорит о заражении вирусом. Такая «потенциально вирусная» РНК с помощью специальных белков нарезается на мелкие фрагменты (миРНК), которые затем используются для поиска совпадающих матричных РНК — клетка таким образом пытается уничтожить следы вируса. С помощью РНК-интерференции можно блокировать синтез белков, «отключая» работу определенных генов.

Открытие РНК-интерференции (RNA interference, RNAi) существенно изменило наше понимание биологических процессов и способствовало созданию нового и мощного инструмента для биологических исследований. Технологии на основе РНК-интерференции становятся все более и более важной платформой для проведения исследований и изучения лекарственных средств, обладающих значительным потенциалом, что позволяет существенно расширить точки их приложения.

1. Исследователи нашли у слонов ген, предотвращающий рак

В теле пятитонного африканского слона в сто раз больше клеток, чем у человека. Казалось бы, и вероятность возникновения генетических ошибок, приводящих к развитию раковой опухоли, значительно выше. Кроме того, обитатели саванн живут более шестидесяти лет, так что у болезни есть достаточно времени на развитие.

Ещё в 1970-х годах эпидемиолог Ричард Пето (Richard Peto) из Оксфордского университета обнаружил странную вещь. Оказалось, что слоны, киты и другие крупные долгоживущие животные практически не подвержены раку. Конечно, сразу появилось предположение, что повышенную резистентность обеспечивает неизвестный науке биохимический механизм.

А исследователи Чикагского университета обнаружили особый «зомби-ген», который помогает слонам предотвратить рак. Об этом сообщила «Газета.ru» со ссылкой на журнал Cell Reports.

Выяснилось, что у слонов в сто раз больше потенциальных раковых клеток, чем у людей. Но при этом от онкологических заболеваний страдает 17% людей и менее 5% слонов. Ученые провели генетический анализ и обнаружили, что у людей и слонов с подавлением раковых клеток связан ген р53. Однако у людей есть только одна копия этого гена, а у слонов — 20.

У слонов был найден псевдоген LIF6 — фактор ингибирования лейкемии. Изначально он не способен кодировать белок и экспрессироваться в клетке. Но в слоновьем организме он каким-то образом взаимодействует с митохондриями больных клеток и уничтожает их. За эти необычные действия ученые назвали его «зомби-геном».

Предположительно, изменения гена произошли 25-30 миллионов лет назад, когда слоны стали увеличиваться в размерах. В крупных организмах вероятность развития приводящих к раку мутаций заметно выше, поэтому «зомби-ген» появился для обеспечения выживаемости вида.

На данный момент ученые не смогли выяснить, как гены взаимодействуют между собой, вызывая гибель раковых клеток. Они планируют посвятить этому вопросу последующие исследования.

Сейчас перед учеными стоит задача выяснить, как у разных животных действует противораковый механизм, после чего можно будет использовать его с целью профилактики онкологических заболеваний  у людей.