Поверить генетикой психику, или что может сказать ДНК о способностях и талантах человека

23 апреля компания «Genschool.ru» организовала открытую научно-популярную дискуссию «Что может сказать ДНК о психике, способностях и талантах человека?». О том, какие перспективы рождает наука на стыке генетики и психологии, рассказала сотрудник медико-генетического центра «Геномед» Василиса Дудурич.

Мы собрали для читателей Genetics-info основные тезисы выступления.

 

Психогенетика – это…

Принято считать, что XXI-й век – это век биологии и робототехники. Одним из наиболее популярных направлений в биологии сейчас является генетика – эта наука появилась совсем недавно (в масштабе всей истории науки), но уже сегодня развивается семимильными шагами и достигла значительных успехов.

Мы используем знания о генетике в медицине, в сельском хозяйстве, в генной инженерии. С каждым днем появляется вес больше направлений генетических исследований – генетика старения, этногенетика, спортивная генетика, установление биологического родства и идентификации личности и многое другое. Одним из наиболее популярных сегодня направлений является психогенетика.

Психогенетика, как можно понять из самого названия, – область знания, пограничная между психологией и генетикой. Примечательно, что сегодня психогенетика – обязательная дисциплина в государственном стандарте образования психологов. В то же время,  генетики это направление специально не изучают при получении образования. Хотя, безусловно, психогенетика – общественно значимое направление исследований, ведь оно касается уровня и качества жизни не только отдельного человека, но и общества.

Для того чтобы понять, зачем генетики нужны психологам, следует задуматься об инструментарии работы первых. Главный инструмент  терапевтов в работе с пациентами – общий анализ крови; у травматологов – рентген; а чем пользуются психологи и психиатры? До недавнего времени единственным инструментом в их арсенале был разговор с пациентом. Так было до тех пор, пока психологам не пришли на помощь генетики.

 

Проблемы психогенетики сегодня

Ученые выяснили с достаточной высокой степенью достоверности, что ряд  психических расстройств определяется генетическими нарушениями. И это очень важный результат. Однако вопросов у них пока больше, чем ответов.

Скажем, сегодня известно, что дефицит интеллекта встречается у 2-3% населения. Более того, уже доказано, что 17-50% случаев дефицита интеллекта приходится на генетические нарушения. Самое распространенное из них, пожалуй, – синдром Дауна. Это одно из наиболее изученных заболеваний, имеющих генетическую природу. Однако генетики до сих пор не до конца разобрались с механизмами возникновения этого заболевания. Дело в том, что у одной мутации могут быть различные проявления в каждом индивидуальном случае, так как, помимо добавочной хромосомы, есть и другие гены, которые могут оказывать свое влияние на развитие и течение заболевания. Именно поэтому исследователи должны изучать не отдельные гены, а целые генные сети. Только комплексное исследование взаимодействий генов позволит решать задачи, которые пока недоступны ученым.

Другая проблема, которая сегодня встает перед психогенетиками, – влияние внешних условий на развитие человека. Одна из наиболее популярных проблем, с которой люди приходят к генетикам, звучит так: папа был алкоголиком, скажите, а ребенок тоже будет алкоголиком? Ученые не могут ответить на этот вопрос со стопроцентной вероятностью. Мы можем определить, что у ребенка есть генетическая склонность к возникновению аддитивного поведения (склонность к зависимостям), но мы не можем учесть все остальные факторы, которые влияют на развитие зависимостей – окружение, воспитание, какие-то единичные события в жизни, которые могут подтолкнуть человека к приобретению зависимости или наоборот – помочь ему отказаться от нее. В этой ситуации все, что может сделать психогенетик сегодня, это определить наличие склонности и порекомендовать с ее учетом ту или иную траекторию поведения и воспитания. Например, если у ребенка есть склонность к возникновению зависимости, то лучше отдать его в спорт.

 

Этична ли психогенетика?

Еще одна проблема, связанная с психогенетикой, носит этический характер. Стоит ли врачу сообщать пациенту о его склонностях к психическим расстройствам? Ведь генетик до конца не знает, разовьется это заболевание у пациента или нет. Представьте себе ситуацию, когда пациенту сообщают, что высока вероятность, что он заболеет шизофренией и депрессией. Вполне возможно, что это знание так подействует на психику человека, что процесс развития этих болезней ускорится и станет более реальным – просто от переживаний и беспокойства. Вот этот вопрос этики ученые тоже должны решать параллельно с самими генетическими исследованиями. Пока наиболее рациональным представляется давать эту информацию лечащему врачу, но не давать ее пациенту.

 

Будущее психогенетики

Психогенетика сегодня очень популярна, ведь в идеале с ее помощью можно решать прикладные задачи. К примеру, она может помочь в выборе профессии. Но важно понимать, что пока мы не можем дать ни одного стопроцентного заключения только по оценке генетических предрасположенностей: ни при выборе профессии, ни при прогнозировании возникновения психических расстройств. Психогенетика может лишь помочь лучше себя узнать, но она не дает абсолютных ответов. Однако это ни в коем случае не означает, что психогенетикой не нужно заниматься.